Темнота забрала его навсегда

О молодом человеке, который на днях погиб в алматинском метро, не раз писала газета «Время».

фото из архива газеты “Время”, Алматы

Канат БАТКАЛКАЗЫ незрячий. Несмотря на свой недуг, он к своим 26 годам успел поработать звукорежиссером, разработчиком сайтов, программистом и даже открыть бесплатную онлайн-школу для инвалидов по финансовой грамотности.

10 декабря жизнь парня оборвал несчастный случай на станции метро “Абай”. В соцсетях появилась видеозапись с места трагедии: пассажир подходит к прибывшему поезду, прощупывает тростью путь перед собой. Ему хочет помочь девушка, но ее кто-то отвлекает. А мужчина, перепутав вход в вагон с пространством между вагонами, шагнул вниз, на рельсы.

Пассажиры стали раскачивать вагоны поезда, чтобы приподнять их и хоть как-то помочь попавшему в беду человеку. В итоге пострадавшего вытащили на платформу, вызвали полицейских и скорую помощь. Но спасти его не удалось.

Почему служба безопаснос­ти метро не оказалась рядом с незрячим, не сопроводила его до вагона? Этот вопрос сейчас волнует всех. “По данному факту проводится расследование. Другие обстоятельства устанавливаются”, - сообщила в свою очередь пресс-служба департамента полиции Алматы.

Позже выяснилось, что погибший - тот самый Канат Баткалказы из Талгара Алматинской области, о котором газета “Время” писала шесть лет назад. История становления этого парня как личности уже тогда вызывала восхищение.

Канат потерял зрение в 13 лет от глаукомы. Мама оставила его, когда сын перестал видеть. Парня воспитали дедушка и бабушка. Кстати, и дедушка, и отец Каната тоже незрячие, но при этом никогда не сидели без работы. Парень последовал их примеру.

Со школьной парты он интересовался техникой, помогал настраивать аппаратуру на мероприятиях. Освоил разработку и дизайн сайтов, программирование. Появились первые клиенты. Позже парень открыл свое ТОО, стал участвовать в госзакупках, выигрывал тендеры на закуп и поставку техники.

В 21 год парень открыл бесплатную онлайн-школу для инвалидов, чтобы помочь таким же, как он. На тот момент, когда мы общались с Канатом, в 2019 году, в той школе было семь учеников: трое незрячих, как и он сам, остальные - с сахарным диабетом. Он обучал основам элементарной финансовой грамотности, как продавать свои услуги и товары через самые популярные торговые площадки в Казахстане и социальные сети, как разработать сайт-визитку.

Позже парня заметили и пригласили работать в компанию в Алматы. В офис Канат добирался из Талгара, как и все - с пересадками, на автобусе. И уже тогда отмечал, как сложно приходится незрячему в общес­твенном транспорте.

- Как-то переходил дорогу со специальной тростью для незрячих, она с красной полоской на конце, на которую должны реагировать водители, - и меня сбили. Трость сломалась. Владелец машины вышел и начал кричать: “Ты что, слепой?!” Ну да, слепой. Но он-то видит мою палку, почему не реагирует? - обозначал еще тогда проблему Канат.

У деда, отца и Каната был не только одинаковый диагноз - у них была общая жизненная позиция: работать, искать свое призвание и никогда не оправдывать неудачи недугом.

При этом Канат был не лишен чувства юмора, шутя называл себя не ограниченным, а органичным. Хотя он именно таким и был! Кто знает, что еще бы он сделал для развития инклюзивного общества, не оборви его жизнь этот несчастный случай...

Канат часто повторял, что темнота постоянно ходит рядом с ним, и он с жадностью запоминает цветные сны. В этот раз темнота забрала его с собой навсегда.

Екатерина ТИХОНОВА,

Газета «Время»