Инвалиды по зрению в мире компьютеров

Здравствуй, компьютер!

Как научить незрячего человека или человека, который плохо видит, работать на компьютере без «мышки», не глядя на монитор, а используя только клавиши и их комбинации на компьютерной клавиатуре?

Ответ на этот вопрос даёт программа «Компьютер в жизни инвалидов по зрению» фонда «Комектес», финансирование которой взял на себя общественный фонд «Бота».

Работать на компьютере без «мышки» помогаетамериканская компьютерная программа экранного доступа «jaws», она озвучивает всю информацию, которая находится на мониторе. Таким образом, при работе на компьютере работают не глаза, а уши. Напрягать зрение не нужно, поэтому глаза и голова болеть не будут.

Программа рассчитана на молодых людей с проблемами зрения в возрасте от 12 до 24–х лет.

Осуществление программы началось 1 марта 2013 года в Алма-атинской школе для незрячих и слабовидящих детей имени Николая Островского и в Республиканской библиотеке для незрячих и слабовидящих граждан РК.

Директор школы Рахмет Баркенович Нурахметов, завучи школы Гулзира Жунискановна Жунисканова, Марзия Кимадиевна Имамбаева и преподаватель информатики Айжан Уасхановна Шнетова встретили новый проект с большим интересом и решительно поддержали его.

Дети - народ увлекающийся. Сразу появилось много желающих изучать компьютер по новой методике. Но до финиша дошли далеко не все. По дороге к экзамену из 28 начавших забег осталось только 15 счастливчиков. Они преодолели все трудности обучения работе на компьютере по новой методике и радостно финишировали.

О каждом из них можно написать интересный рассказ. Но мы хотим вспомнить только отдельные детали работы наших учеников и показать, как они шли к победе.

Главной задачей учащихся школы было освоить технику десятипальцевого «Слепого письма» и основные приёмы работы в редакторе Майкрософт Ворд, опираясь на помощь компьютерной программы экранного доступа «Джоус».

Как заставить чётко работать все 10 пальчиков при наборе текста и отдаче клавишных команд?

Так и хочется всю работу поручить указательному и среднему пальцам. Но работать должны все. Бездельникам нет места.

Особенно трудно приходится мизинчику. Он не привык к таким нагрузкам. Многим пришлось заниматься физическими упражнениями для кистей рук. Получилось, но не всё, конечно, сразу.

Слабовидящему ребёнку так хочется посмотреть, что там на экране монитора? А это делать нельзя.

Наш самый маленький (13 летний) ученик Бауыржан Баяхметов зажмуривал глаза, как только садился за компьютер, а другие вообще отключали монитор.

Постепенно почти все привыкли не смотреть на экран монитора.

Наша программа предусматривала работу только на русском языке, поэтому знание русского алфавита было одним из важных условий начальной работы в редакторе Майкрософт Ворд. Однако не все учащиеся твёрдо знали его. Эту важную мелочь мы быстро ликвидировали. Алфавит пришлось всем выучить назубок. И первая контрольная работа с использованием русского алфавита прошла успешно. 

Но большинство наших учащихся были казахами, а некоторые из них плохо знают русский язык. Учебный материал для них мы излагали в основном на казахском языке, используя методики индивидуальной работы.

Чтобы все желающие могли работать на казахском или русском языке по выбору, мы решили установить на компьютере и казахскую раскладку клавиатуры. И это дало хорошие результаты. Вторую контрольную работу наши ученики уже делали при желании в основном на двух языках. Всем пришлось, конечно, выучить и казахский алфавит.

Например, Мария Нисонова хорошо говорит по-казахски. Казахский язык она использует даже чаще, чем свой родной русский. Поэтому она была рада новой раскладке клавиатуры не меньше других.

За ней потянулся и Филипп Кадочников. Во второй контрольной работе он напечатал русский и казахский алфавиты, слова и текст на двух языках.

Мы радовались, что Филиппу доставляет удовольствие работать у нас. Мальчик он замкнутый, упрямый, неразговорчивый и обидчивый. На его психику,видимо, сильно подействовал развод родителей. Об этом говорит его автобиография, которую он напечатал на компьютере.

Пришлось решать и другие проблемы.

Когда мы взяли к себе Самата Байтасова, то некоторые говорили, что мы зря это сделали, потому что у него сложный характер, и он долго ни в каких кружках не задерживается. Пришлось искать к его душе особые «ключики». Мальчик увлёкся и быстро обогнал многих своих сверстников.

Канат Баткалказы хотел заниматься не только на курсах, но и дома. Живёт он в Талгаре, а на выходные дни уезжает домой. Дома у него есть компьютер, но не было программы экранного доступа «Джоус». Мы помогли Канату на благотворительных началах установить эту программу на его компьютере.

Одним из наших лучших учеников был Жанымхан Болат.

Он родился в Китае. В своей автобиографии, которую Жанымхан напечатал уже на компьютере, он написал, что ему нравится его имя, потому что это имя ему дал дедушка.

Семья Жанымхана переехала на свою историческую родину и сейчас живёт в городе Жаркенте. Живут бедно. Отец пока не может найти работу. Поэтому благополучие семьи держится на неутомимом труде матери Жанымхана. По его словам, она «вкалывает», чтобы обеспечить семью самым необходимым.

Жанымхан рос здоровым мальчиком, любил кататься на велосипеде, учился в обычной школе, но потерял зрение и теперь учится в восьмом классе Алма-атинской школы для незрячих и слабовидящих детей имени Николая Островского. 

Жанымхан способный парень. Он хорошо играет на домбре, увлекается шахматами и тогыз кумалак, активно и успешно участвует в турнирах.

 Жанымхан с большим интересом начал заниматься у нас.

Однажды он выступал на концерте и опаздывал к нам на занятия. Не раздеваясь после концерта, он прибежал в класс в концертном костюме, хотя все другие ребята пошли переодеваться.

Жанымхан кроме своего родного казахского языка знает ещё китайский. Но русский язык он знает очень плохо.

В качестве упражнения мы советовали ребятам писать свои автобиографии и  письма к себе домой на компьютере.

Жанымхан писал свои письма сначала на казахском языке русскими буквами и с нетерпением ждал, когда же мы начнём изучать казахскую раскладку клавиатуры. Поэтому он радовался больше всех других, когда его желание исполнилось.

Его учительница как-то сказала: «Жанымхан ходит такой счастливый, потому что он уже умеет работать на компьютере». Нам было приятно слышать эти слова.

Жанымхан уже сейчас серьёзно думает о будущем. В своей автобиографии он напечатал, что хочет добиться в жизни многого. И мы верим, что это его желание сбудется.

Перед экзаменом у ребят возникло много вопросов:   

«Как войти в компьютер и выйти из него?», «Как поменять русскую раскладку клавиатуры на казахскую или на английскую?», «Как пошагово войти в редактор Майкрософт Ворд?», «Как сохранить напечатанный текст?», «Как выделить строку или фрагмент текста?», «Как удалить выделенный текст?», «Как отменить удаление?», «Как разместить текст по левому, по правому краю или по ширине строки?», «Как поставить заголовок по центру строки, выделить его, напечатать большими буквами, курсивом или  полужирным шрифтом и подчеркнуть его?», «Как заставить компьютер сообщить текущие время и дату?», «Как исправить допущенные ошибки?».

Вопросы, вопросы, вопросы. А ответы на них нужно было дать не словами, а клавишами и их комбинациями на клавиатуре компьютера, чтобы можно было прослушать реакцию компьютера на них с помощью синтезатора речи.

Экзаменационная комиссия была строгая, во главе с директором школы Рахметом Баркеновичем Нурахметовым. В неё вошли также завучи школы Марзия Кимадиевна Имамбаева и руководитель ТОО «СТС Азия групп» Руслан Валентинович Губарев, который много сделал, чтобы компьютеры в школе работали, как часы. Мы были рады, что в комиссии была и куратор нашего Проекта, программный специалист ППСУ ОФ «Бота» Ирен Сукнидзе. Она своими глазами увидела, чего достигли незрячие дети за три месяца ежедневной напряжённой работы.

Наши питомцы успешно сдали свой первый экзамен по знанию компьютера: шестеро из них получили красные сертификаты, а восемь зелёных сертификатов достались нашим хорошистам. Не сдал экзамен только один участник - Даурен Мусаев. Помешали ему волнение и недостаточная подготовка. Но Даурен выразил желание в новом учебном году продолжить занятия на компьютерных курсах, чтобы получить красный сертификат.

На закрытии курсов выступила Мария Нисонова: «Я рада, что пришла на курсы и научилась работать на компьютере» - сказала она.

Неожиданно и к удивлению многих выступил и Самат Байтасов. Он сказал, что занятия на курсах заложили фундамент его знаний компьютера и что он хочет продолжить изучение компьютерных программ, так как мечтает стать программистом.

В Республиканской библиотеке для незрячих и  слабовидящих граждан РК на наших курсах занимались всего два человека - Виктория Коденцева и Зият Абдыкаимов.

Зият совершенно не видит. Он  студент КазГНУ имени Аль-Фараби (факультет философии и политологии). Это умный, амбициозный и думающий о своём будущем молодой человек. В этом году он станет бакалавром, но Зият хочет поступить ещё и в магистратуру.   

Виктории Коденцевой 18 лет. Она немного видит. В своё время необдуманно она оставила школу. К нам она пришла с надеждой научиться работать на компьютере, что поможет ей трудоустроиться. А сейчас с её образованием и плохим зрением кому она нужна.

У нас сложились хорошие отношения с её отцом Борисом Владимировичем. Мы давали ему советы, что можно сделать для его дочери.

Виктория занималась старательно. У неё дома есть компьютер, но он плохо работал. Мы установили на нём 5 необходимых для работы программ (в том числе и «Джоус»), чтобы она могла изучать компьютер и дома. Всё это сделано, конечно, бесплатно.

Кроме техники «слепого» письма Виктория и Зият изучали компьютерные программы JAWS, Nero, Skype, Microsoft Word, Microsoft Excel, Vk music, Outlook express, e-mail, Internet explorer.

Экзамен у Виктории и Зията принимал заместитель директора Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан РК Джумабеков Максут Таинович. Максут Таинович совсем не видит. По специальности он математик-программист (закончил КазГНУ имени Аль-Фараби). Еще в 90-ых годах прошлого века он организовал курсы по изучению основ компьютерной грамотности для зрячих специалистов РБНСГ РК. На курсах он был и преподавателем. Так что для нас его мнение было очень важно.

Максут Таинович остался доволен уровнем знаний наших выпускников и вручил им красные сертификаты.

Мы очень рады, что 16 молодых инвалидов по зрению получили необходимые первоначальные  знания для работы на компьютере с помощью клавиатурных команд (не пользуясь «мышкой» и не глядя на экран монитора) и надеемся, что компьютер станет их другом и помощником на их жизненном пути.

 

Председатель фонда инвалидов по зрению «Комектес»

 Александр Сапелкин.

 

г. Алматы. 11 Июня 2013 года.